Школа №10 г. Нижнекамск
Суббота, 20.04.2024, 04:00



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Советы родителям ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Сайт

Чтобы без потерь…

Бывает вот такая проблема – ребенок оказывается менее способным, чем многие сверстники, выражаясь языком школьных отметок, «троечник». Это серьезная воспитательная, родительская проблема. И даже не одна.

Прежде всего, есть папы и мамы, которые эту ситуацию воспринимают болезненно,  долгое время отказываются взглянуть факту в лицо. Упорствуют в надежде, что что-то мешает учителю заметить способности их чада.

Бывает еще хуже, когда в адрес ребенка направляется некоторое разочарование, когда черствые родители и вовсе не стесняются его попрекать тем, что он не умеет так, как другие.

А между тем малоспособный ребенок нуждается в большой родительской помощи. Остро нуждается. Ну, во-первых, потому, что ему тяжко приходится. Думаете, он не видит, что слабее многих? О, как отлично дети все это замечают! Они сопоставлениями занимаются больше, чем взрослые. Соревновательность – одна из важнейших, если не важнейшая черта детского поведения.

Можно выделить четыре разновидности неспособных детей.

Первая. Ребенок слишком тушуется, особенно если к тому, что он делает, привлечено внимание окружающих. Он полон страха, что покажет себя плохо, а раз ошибившись, совсем падает духом (а есть ведь и совершенно иные: на людях только загораются). Вникнуть в ход дела, уловить, что у неудач есть причины, вполне преодолимые, он не умеет. Он видит только, что конечный результат не получается. И начинает считать себя «слабаком»

Второй вариант. Ребенок наделен чрезмерным, очень ранимым самолюбием. Такое еще ничего, если данные сильные; тогда и травм от неудач немного, да и самолюбие подхлестывает выкладываться изо всех сил. Но если большое самолюбие выпало тому, у кого возможности обычные, вот тут-то и начинается. Хочет блистать, а не получается, жаждет ходить в первых, а не выходит. Начинаются тяжелые переживания. Пробуждается опять-таки сила отталкивания от сфер деятельности, где приходится переносить все это. И в итоге опять перед нами маленький человек, который «не тянет».

Третий случай – наиболее загадочный из всех. Какая-то инертность без видимых корней и причин. Эпизодами, вспышками такие дети показывают нам, что в общем-то все в порядке: справиться со многими делами может не хуже других. Но в норму поведения это у него никак не превращается.

И четвертая разновидность малоспособного – это попросту быстро устающий ребенок, тут повинен тип нервной системы.

На уровне домашней педагогики можно делать следующее.

Если ребенок из числа тушующихся – тут способ действий прост. Его надо постоянно ободрять – это раз; и ни в коем случае ни прямо, ни косвенно не давать понять, что он уступает другим,- это два. Любовных ободрительных разговоров «чего робеешь, ты не хуже других» - не надо совсем. Подобные  высказывания действуют противоположно. Из них сознание выхватывает именно то, что «я робею», да и вдобавок стыдно становиться, что другие это видят, знают.

Совсем иное дело, если облик неспособности принимает чрезмерное самолюбие. Тут надо стараться спокойно урезонивать ребенка в том духе, что вовсе не обязательно быть первым, что в школе четверка – тоже неплохая отметка.

И еще одно: чрезмерно самолюбивые дети нередко плохо сходятся со сверстниками. Понятно почему: они автоматически недооценивают других. Надо постепенно настраивать самолюбивого ребенка на более уважительное отношение к окружающим.

Что касается малоспособных из-за инертности, то тут прежде надо понять источник инертности. И в меру возможностей искать то занятие, которым инертный все-таки увлечется.

Если же впечатление слабых способностей создается из-за быстрого уставания или быстрого выключения внимания, то такому ребенку надо терпеливо помогать изживать это качество (оно вполне преодолимо тренировкой).

Ну а теперь самый важный, как мне представляется, разговор. Если все-таки «середнячок», несмотря ни на что, так и остается «середнячком»? И не хватает сил, выдержки, изобретательности постоянно воздействовать на него? Как тут быть? Махнуть рукой, рассуждая: ничего не поделаешь? А что, в этой примиренности есть немало здравого смысла… Только она должна опираться не на безразличный фатализм, а на ясное понимание, что для уныния нет оснований.

Разве потенциал личности складывается только из того, как даются ребенку предметы в школе, как вообще он ярок? Да тысячу раз нет! Не меньшее значение имеют и такие почему-то меньше берущиеся в расчет качества, как твердость характера. Трудолюбие. Воля. Порядочность. Проницательность. Способность к общению. Упорство. Энергия. Находчивость. Способность к здравой самооценке.

Но все-таки одно-единственное родители обязаны, абсолютно обязаны делать в отношении этого так называемого малоспособного ребенка. А именно – не допускать, чтобы он сам поставил на себе крест. Никогда нельзя говорить ему, что он малоспособный. Очень надо постоянно его подбадривать, хваля за те успехи, что выпадают на его долю. Очень надо не допускать, чтобы неуспехи он воспринимал трагически, как некий приговор.

И это все не требует от родителей каких-то тяжких умствований, педагогической изощренности, огромного времени. Дается просто и естественно, если руководствоваться сочувствием к ребенку и желанием помочь.

Есть мудрейшее английское изречение: «Деньги потеряны – ничего не потеряно. Здоровье потеряно – кое-что потеряно. Характер потерян –все потеряно».Так вот, родители не должны допускать, чтобы малоспособный ребенок  понес эту (самую страшную) потерю. Ни в коем случае не должны!

 

Майкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов.

...

Поиск

Часы

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

День недели

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мини-чат

Copyright MyCorp © 2024      Создать бесплатный сайт с uCoz